Все записи Кантакты Контакты

Наступило долгожданное лето… Тело уже не сковано душной и тяжелой одеждой. Дни стали длинные-предлинные… Почти все свободное время можно проводить на улице. А там…А там можно наконец поиграть в то, во что не поиграешь в группе: в песок, камешки, глину, воду… Кстати. В Японии существует специальный парк, в котором взрослые получают редкую возможность побултыхаться, поваляться, изгваздаться в самых разных по густоте, липкости, вязкости и цвету видах грязи. Психологи считают, что это великолепное средство от стрессов. Почему? Такое валяние снимает бремя перфекционизма — стремления всегда быть безупречно хорошим, правильным. Оно освобождает эмоциональную спонтанность и ребенка, и взрослого. (Так что не побрезгуйте разделить с малышом его игру, и вы тоже получите пользу для своего здоровья!)

Именно сейчас можно уделить время их «общению» с природными мате­риалами: песком, водой, глиной. Какие же их свойства могут усвоить дошколь­ники? Они уже способны понять, что та­кое три состояния воды. Начнем с жид­кого ее состояния — самого привлека­тельного для детей. Первые представле­ния о воде складываются в младшем до­школьном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, ее можно разлить. Познакомиться с этой особенностью воды дети могут на прогулке: например, вылить воду на асфальт, на пол веранды и понаблюдать за тем, как она разливается, а затем испаряется под лупами солнца (лужи высыхают).

Для уточнения представлений о теку­чести воды можно провести несложный опыт. Возьмите два ведерка (стаканчика и т.д.), наполненные водой, а также два-три предмета из твердого материала (кубики, камешки, палочки, деревянные спилы и т.д.). Сравните свойства воды и свойства этих предметов: вода льется, растекается, твердые предметы сохраня­ют форму. А есть ли форма у воды? Ответ на этот вопрос дети должны найти само­стоятельно, переливая воду из одних со­судов в другие (баночки, формочки и тд). В заключение обобщите результаты экспериментирования: вода принимает форму сосуда, в который ее наливают.

Можно обратить внимание детей на то, что вода бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха (например, когда даем детям пить на прогулке).

Представление о воде как о жидкости без запаха сформировать у детей нетруд­но. «Чистая вода ничем не пахнет», — убежденно говорят они. Труднее дока­зать, что вода не имеет вкуса. Утолив жажду, дети часто говорят: «Ух, вкусная!». Уточните смысл слов «вкус», «вкусная». Обычно дети свои вкусовые ощущения называют словами: «сладкий», «кислый», «соленый», «горький». Можно ли про воду сказать, что она сладкая, кислая, соленая, горькая? Таким доступным способом можно сформировать представление о том, что чистая вода не имеет вкуса.

Иногда дети ошибочно считают, что вода белого цвета. Как их переубедить? Предложите вспомнить предметы бело­го цвета. Можно взять лист бумаги и ря­дом поставить прозрачную баночку с водой или стакан. На основе нагляднос­ти дети убедятся: чистая вода не имеет цвета — она бесцветная.

С этим признаком воды непосредст­венно связан другой — прозрачность. Усвоить этот признак дети могут на прогулке. Предложите им бросить в таз (бассейн) с водой камешки. Можно спросить де­тей: всегда ли вода бывает прозрачной? Почему она бывает мутной? Прозрач­ная ли вода в реке, озере, луже? В заклю­чение подведите детей к обобщению: чистая вода — прозрачная; мутная и грязная — непрозрачная.

У воды есть еще один признак, ознако­миться с которым дошкольнику интерес­но: способность поверхности воды отра­жать окружающие предметы. В тихий, безветренный день подведите детей к лу­же на асфальте. Рассмотрите, что отража­ется в воде. Старшим дошкольникам мож­но рассказать, что в старину, когда не бы­ло зеркала, люди рассматривали себя, на­клонившись над рекой, бочкой с водой.

Сложнее всего сформировать пред­ставление о газообразном состоянии воды (туман, пар, тучи, облака), по­скольку детей надо предварительно по­знакомить с таким физическим явлени­ем, как испарение. В солнечный день вылейте на пол веранды воду. Пол под лучами солнца быстро высохнет, а вода в виде пара исчезнет на глазах у детей.

В повседневной жизни следует чаще привлекать их внимание к этому про­цессу: в аквариуме снизился уровень во­ды, высохла лужа на участке, поднима­ется пар из носика чайника, из-под крышки кастрюли и т.д. Вернулись с прогулки в сырой одежде — окна в раз­девалке запотели, «заплакали».

Конечно, представления о превраще­нии воды в газообразное состояние до­вольно сложны. Их полноценное фор­мирование возможно при условии ор­ганизации опытов, игр, упражнений. Возможно, что их усвоят не все дети. Но такая задача и не ставится.

Дети довольно рано начинают связы­вать переход воды из одного состояния в другое с температурой воздуха: холод­но — вода замерзает, тепло – тает.

Наполните бутылку водой примерно на ¾. Опустите в нее соломинку. Предложите сильно подуть на верх соломинки. Когда ребенок подберет правильное положение губ, водяной тромбон начнет звучать. Медленно перемещая соломинку вверх-вниз. Продолжая дуть. Чем ниже опускается соломинка, тем ниже звук.

Удивительные здания, подземные до­роги и дороги, сбегающие с крутых гор, замки, крепости и глубокие колодцы,парки и сады со скульптурами из песка — все свидетельствует о богатой фантазии ребенка, его развитом воображении, умении трудиться. Работая с песком, дети воплощают свои замыслы, испытывают творческий подъем. Сколько у них выдумки и изобретательности. Сколько настойчивости! Но песок строительный материал недолговечен. Стоит ли удивляться, что дошкольники успевают усвоить только первоначальные представления о свойствах песка: о цвете, сыпучести сухого песка, липкости влажного.

Дошкольников можно познакомить с еще одним свойством песка: влажный тяжелее сухого. Для этого следует орга­низовать игры с песком «Испечем куличики». Предложите детям насыпать в одинаковые по размеру ведерки сухой и влажный песок, сравнить, какое ведерко тяжелее. Пусть дети сами попытаются объяснить, почему ведерко с влажным песком тяжелее, почему сухой несом легче влажного. Тогда им будет понятно: что ветер разносит только сухой песок. Завершить такую работу можно, ознакомив детей с иллюстративным материалом о дюнах, пустынях: почему ветер наметает дюны, барханы, «выводит волны» на просторах пустынь.

Чтобы подвести детей к понимании того, почему песок пропускает воду; быстро сохнет, познакомьте их с его составом. Для этого каждому ребенку предложите положить на картон горстку песка, а картонки расположить по краю песочни­цы. Целесообразно поставить перед деть­ми познавательную задачу: «Вниматель­но рассмотрите песок найдите как мож­но больше особенностей у песчинок». Неожиданно для самих себя дети с удив­лением обнаружат много интересного: песчинки неодинаковы по размеру (есть крупные и совсем маленькие), по цвету (попадаются темные и светлые), по сте­пени блеска (одни блестят, другие мато­вые), в песке встречаются ракушки и т.д.

После этого детей несложно подвес­ти к выводу, почему песок сыпучий: пес­чинки не скреплены между собой, по­этому и рассыпаются по листу бумаги. Понятнее станет детям и причина быст­рого высыхания песка: между песчинка­ми есть свободное место, куда проника­ет ветер, солнечное тепло.

Игры с песком, водой  любимое занятие детей на прогулке. Развитие познавательной активности об окружающем мире и о себе. Стимулировать освоение детьми различных форм приобретения опыта, помогающих ребёнку получить знания. Формирование положительного отношения к миру. Таким образом, каждый день, проведенный в детском саду, мы стараемся сделать для детей интересным, познавательным, радостным, полезным для здоровья.

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти помог!

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало.

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленький набор

Возьмем в игру….

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу